Служба школьной медиации

Школа - это открытая динамическая система, сложное многоуровневое сообщество, пронизанное сотнями невидимых нитей взаимодействий и взаимоотношений, в котором каждый участник образовательного процесса постоянно выстраивает коммуникацию со множеством людей. И в условиях большого количества участников сообщества (дети, учителя и родители) конфликты являются неизбежной составляющей системы взаимоотношений.

Далеко не все конфликты разрешаются без потерь для всех его сторон. Кроме того, иногда мы оказываемся вообще не в состоянии разрешить тот конфликт, участником которого оказались.

Поскольку появление конфликтов неизбежно в силу того, что они являются частью нормального функционирования любой социальной системы, негативное отношение к конфликтам может отрицательно сказаться на работе всей системы. Зачастую конфликт определяют как негативное противостояние, мешающее нормальному взаимодействию. Такое понимание формирует и соответствующее отношение к этому явлению: нужно избегать конфликтов, нельзя позволять им проявляться. Если конфликты в школе не признаются нормальным явлением, то, как следствие, отсутствуют и алгоритмы для их распознавания, предупреждения и разрешения.

В настоящий момент существует и другое понимание конфликта - как явления, помогающего обнаружить и разрешить существующие противоречия. Такой подход акцентирует внимание на конструктивных функциях конфликта: на возможности обнаружить «проблемные» точки, оптимизировать процесс взаимодействия, дать сторонам конфликта возможность лучше понять друг друга.

Эффективное использование позитивных эффектов конфликта зависит не только от соответствующего отношения к этому явлению, но также и от выбранного способа его разрешения.

На сегодняшний день хорошо известны две технологии разрешения конфликта: арбитраж и медиация.

Арбитраж - это способ разрешения конфликта, при котором третья сторона выступает в роли судьи. При таком способе разрешения конфликта арбитр на основании своего представления о ситуации принимает решение, которое стороны обязаны исполнять. В данной технологии инициатива и ответственность полностью передаётся арбитру, а сторонам даётся возможность только высказывать аргументы своей позиции. Примером использования этой технологии в школе являются конфликтные и различного рода административные комиссии.

Альтернативой арбитражу является технология медиации, которая отличается тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор является тем, кто структурирует обсуждение, помогая направить общение в конструктивное русло.

Совершенно очевидно, что современная школа хорошо знакома с технологией арбитража. Но в настоящее время появилась возможность для реализации и второй формы разрешения конфликта - медиации.

18 ноября 2013 года опубликовано письмо Министерства Образования и Науки Российской Федерации под № ВК-844/07 руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, «О направлении методических рекомендаций об организации служб школьной медиации». Согласно ему в образовательных учреждениях «должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов».

В данном письме говорится о том, что интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство имеет гораздо дальше идущие последствия и «выходит далеко за рамки взаимодействия «ребёнок-школа-семья (образовательная организация)»». И если этот гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрён в сфере образования, то он будет быстрее распространено и на другие социальные сферы, и на всё общество в целом.

Положение о службе медиации

План работы медиации на 2019-2020 уч. год

Памятка по медиации